суббота, 12 апреля 2014 г.

ПСИХОЛОГ В АРМИИ

Размышления на тему:"НУЖЕН ЛИ ПСИХОЛОГ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ? КАКОВА ЕГО РОЛЬ? И ЧТО ИЗМЕНИТСЯ, ЕСЛИ ПСИХОЛОГИ БУДУТ ВОЕННЫМИ?"




Командиры частей, рот и подразделений- люди, которые месяцами и годами в напряжении работают над созданием настоящих военнослужащих, которые смогут выполнить любую поставленную задачу. 

Изо дня в день преодолевая сопротивление молодых призывников, командиры становятся более проницательными и мудрыми. 

Они лучше чем любой другой знают все тонкости души и характер своих подопечных. Командир знает когда и что надо сказать солдату.



Для того чтобы владеть обстановкой в коллективе, грамотный командир всегда интересуется личной жизнью подчиненных. Ведь на нем лежит груз ответственности за их жизнь.

Большинство случаев, которые происходят в части, командиры сами с успехом решают, в том числе и те практические вопросы, которые мы относим к психологической сфере. Причем делают это лучше любого дипломированного психолога. 



Чаще всего бывает так, что командиры и понятия не имеют о том, что такое психотравма, панические атаки, самооценка и т.п., но при этом командир знает главное, ЧТО ДЕЛАТЬ и КАК ПОМОЧЬ военнослужащему, в каждой конкретной ситуации. Он действует интуитивно. 



Сама армия при этом представляется, как завод по производству оружия: заготовка- новичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой командира, превращается со временем в  высококлассного бойца. Следовательно для успеха на поле боя необходима совершенная организация подготовки во всех направлениях. 




Но к сожалению ЛИЧНОСТЬ самого военнослужащего остается при этом за кулисами.

Да и опыт, и интуиция командира не всемогущи. К тому же, не каждый командир может похвастаться ими.

Судя по сообщениям СМИ в российской армии, ещё есть подразделения, где отдельные военнослужащие допускают неуставные отношения, угрожают суицидом, самовольно оставляют воинские части.



По моему мнению это происходит в том числе из-за неумения командования воинской части, подразделения наблюдать, понимать и чувствовать подчинённого военнослужащего, из-за неумения сплотить коллектив.
Ведь успех командира зависит и от его личных качеств.


И конечно каждый командир учиться на своих ошибках.
Которых можно избежать с помощью знаний и опыта психолога. 

Но психология с трудом проникает в военную структуру. 
Все начинается с того, что не командир приходит на прием к психологу, а психолог сам приходит в часть. Поддавшись влиянию командира, он встречается с личным составом. Военнослужащий, как правило не обращается за помощью- его приводят. Он не видит дефектов в своей психике- их видит командир. Он не искал встречи с психологом- этого хотели командир и психолог. И по тому то, что начинается после этого, можно назвать эксперементом над психикой, принудительным "лечением", но никак не психотерапией. Командир хочет видеть личный состав послушным, ответственным, и четко и быстро выполняющим задачи. Но очень редко он хочет измениться сам. 

Увидит ли, например, командир свою задачу в том, чтобы установить утерянный контакт с личным составом? НЕТ, скорее он пожелает преодолеть замкнутый характер своих подопечных. А для пользы дела было бы лучше, если бы командир начал критику с себя и сам стремился бы к личностному росту. 
Парадоксальность ситуации в том, что изменений хочет командир, но не в себе, а в личном составе; что изменится должны подчиненные, но они этого не хотят; что психолог работает не с тем, кто к нему обратился.

Но психологи в воинских частях творят чудеса! 
Грамотный специалист, работая в тандеме с командиром, создают сплоченный коллектив. При этом командир, прошедший соответствующую подготовку, никогда не позволит себе во второй раз повторить указание, которое в первый раз было оставлено без внимания. А ведь многие командиры, далекие от психологии повторяют эту ошибку изо дня в день. 

Как правило, они даже не знают о существовании целой системы специальных приемов, позволяющей осуществить действенное руководство коллективом, возбуждая у каждого интерес к исполнению общего дела. Очевидное соображение (чтобы подчиненный сделал требуемое, нужно чтобы он этого захотел) иногда игнорируется командирами. 
Нередко приходится быть свидетелем повторяющейся из месяца в месяц стандартной последовательности сцен возмущения и затаенной обиды, бесплодных горячих обвинений. Часто участники этих напряженных отношений сами желают избавится от затянувшегося конфликта, но с удивлением обнаруживают, что обычно срабатывающие способы примирения оказываются бесполезными. Они не знают, что подобные "игры" можно остановит, что этим занимается специальный раздел практической психологии- анализ взаимоотношений.

...
Так нужен ли психолог в части?-безусловно ДА!

Какую роль он играет – безмолвного статиста или неравнодушного специалиста, способного сплотить воинский коллектив вокруг командира? - решает сам психолог.

Имеет ли значение, какой это психолог, военный или гражданский, по-моему - НЕТ!

Главное, чтобы его квалификации хватало не попасть в ловушки, которые ставят командиры, и для того чтобы помнить, что 
ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, КТО БЫ ОН НИ БЫЛ,ДОЛЖНА БЫТЬ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.







На фото: ЗКР рискнул поучаствовать в выполнении упражнения "Доверяющее падение".












А Вы рискнули бы упасть с закрытыми глазами на руки своим подчиненным?

И как вы считаете, поймали бы они Вас?

Знаете ли Вы свой личный состав настолько, что могли бы ему довериться?






Если кто-то подумал, что эта статья о моей личной работе, то могу Вас огорчить. Мне ПОВЕЗЛО, командир, с которым я сейчас работаю, не только грамотный руководитель, настоящий лидер, но и очень чуткий и понимающий человек. Который смог сплотить вокруг себя крепкий коллектив. 
Эта статья обобщат опыт работы психологов разных воинских частей, это то о чем я слышу от своих коллег в Санкт- Петербурге, Владивостоке, Москве...



Комментариев нет:

Отправить комментарий