суббота, 14 июня 2014 г.

ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ДЕТСКИХ НАКАЗАНИЙ

  Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни дошкольника. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье.   Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступках и действиях.

Подчас того не замечая, родители совершают многочисленные ошибки семейного воспитания. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов и дезадаптационных форм поведения.

Накопление проблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками, недисциплинированны, демонстративны, грубы в отношениях со взрослыми, плаксивы.

Рассмотрим, как наказания влияют на развитие личностных качеств ребенка.

Если с ребенком подолгу не разговаривали:
Лишиться общения – для него самое суровое испытание. Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной. Ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться. Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться неуслышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать!» Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.





Если родители применяли телесное наказание:
Некоторые родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его в целях профилактики, решая таким образом сразу две проблемы: устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку.  Агрессия порождает агрессию, которая в конечном итоге, может вернуться туда, откуда появилась. Давно замечено: дети, которые дерутся в детском коллективе, получали тумаки со стороны родителей. Если проблема не решается, то с помощью физического наказания она не решится, а уйдет внутрь, добавив страх и недоверие к взрослому миру.



Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу:
То эти замечания натолкнут на мысль ребенка о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему его в очередной раз постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка.
Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей – надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия.
Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об этом, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому. Что ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли. Когда больше уже никто не помешает ему заниматься любимым делом. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.




Если родители подолгу читали нотации.
В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих людей. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным.  Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.






Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью.
Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.
               
Если ребенка ставили в угол.
Он болезненно воспринимает любые замечания в свой адрес, на всякий случай держится обособленно от всех детей и молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается. Что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол!» Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе. Но его отстраненное поведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.



фотопроект Анны Радченко





Что вместо наказания?
Если вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, задайте ему соответствующий вопрос. Но не так: «Выпороть тебя сегодня или нет?», а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как на это реагируют окружающие?» Ребенок сам даст совет. Или, например, ребенок не хочет одевать теплую шапку, вы вместо насилия или скандала спросите: «Как там на улице? Холодно? Что маме сегодня надеть?»

Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефицита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попробуйте найти изъяны сначала в себе.
Чаще хвалите ребенка. Говорите ему спасибо за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день вы отдали ребенку распоряжение в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько попросили у него советов? Контролируя себя таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.

Если ребенок капризен и из-за этого ему приходится часто его наказывать, то придерживайтесь следующих правил:
Постарайтесь понять причину каприза, гнева;
Если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка, особенно маленького.

Если не удалось отвлечь ребенка. Оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными.

Выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов ваших малышей;
Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние: если вы нервничаете, то ребенку это быстро предается, а он не умеет сдерживаться.

Никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать: «Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить». Таким образом, вы учите ребенка говорить неправду.

Когда ребенок перестанет капризничать, поговорите с ним ласково. Не отождествляйте его с проступком, уверьте, что вы его любите, а вот его поступок вас огорчил.



3 комментария:

  1. Спасибо за полезную статью! Нашла для себя много ответов!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный14 июня 2014 г., 20:01

    Очень правдивая и полезная статья. Молодые родители должны бы интересоваться, т.к. чаще всего просто копируют модели поведения в свои семьях, что далеко не всегда является хорошим примером. Даже странно, что прежде чем получить права на машину - надо закончить водительские курсы, а ребёнка заводят без минимальных знаний в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный19 июня 2014 г., 13:02

      Разве знания гарантия успеха в воспитании? И у педагогов бывают дети невоспитанны. а у простых людей без спец образования хорошие дети. Спрашиваешь у таких: что , мол вы сделали, как воспитали. А они ничего не делали особенного, растили и все.

      Удалить